Икона семейной жизни

Доклад: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»

Доклад: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

« ?останай ?аласы ?кімдігіні? білім б?ліміні? № 27 б?бекжай – ба?шасы» Мемлекеттік Коммуналды? ?азынашылы? К?сіпорныны?

ГККП «Ясли-сад № 27 отдела образования акимата города Костанай»

Тема: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни».

Воспитатель: Абдрахманова А.М.

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.

« Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание.

. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения:

— знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;

— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

— умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания.

— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

— знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

— знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других заболеваний;

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:

— положительная динамика физического состояния вашего ребенка;

— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

— снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду.

Источник:
Доклад: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
Скачать: доклад: роль семьи в формировании здорового образа жизни..
http://infourok.ru/doklad_rol_semi_v_formirovanii_zdorovogo_obraza_zhizni.-377160.htm

Здоровый образ жизни в семье»

Консультация для родителей на тему:

«Здоровый образ жизни в семье»

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:

? Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.

? Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.

? Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;

? В-третьих, культура питания.

? Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны:

— Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения;

— Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца);

— Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды);

— Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).

? В-четвертых, это гимнастика, физкультурные занятия, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.

Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении. Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

— знание основных правил правильного питания;

— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.

Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века — гиподинамия, т.е. малоподвижность.

Консультация для родителей на тему:

«Быть в движении – значит быть здоровым!»
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одна из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Так, анкетирование родителей детского сада по вопросам педагогической компетентности в физическом развитии детей показало, что только 30% родителей уверены в своих знаниях, около 20% постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а 50% испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений, подвижных игр).

Это означает, что сотрудникам детского учреждения необходимо осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного семейного опыта воспитания детей. В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье; снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при совместной спортивной деятельности; увидеть, узнать работу детского сада

по физическому развитию детей; обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду.

Учитывая интересы и способности детей, а также результаты их физического развития и здоровья, врач и инструктор по физическому воспитанию детского сада может рекомендовать детям заниматься в спортивных секциях, которые помогут ребенку приобрести кроме здоровья множество ценных личностных качеств, таких как организованность, точность, быстрота действий, сообразительность.

Опыт подобной работы показывает, что результат занятий физической культурой и спортом бывает высоким тогда, когда возникает взаимодействие между семьей и детским садом.

Уважаемые родители приглашаем вас посетить занятия и развлечения по физической культуре в детском саду.

Консультация для родителей на тему:

«Семья здоровый образ жизни»

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей? Здоровье детей – забота всех.

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье.

Приятно посмотреть на ребенка, который голову держит прямо, у которого плечи развернуты и находятся на одном уровне. Живот подтянут. Сбоку видно, что позвоночник образует красивую, волнообразную линию с небольшими углублениями в шейном и поясничном отделах.

Между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.

Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняя их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая осанка может от этих бед предохранить.

Но кроме физиологических последствий кривой спины есть еще и психологические, не менее пагубные, создающие у ребенка «комплекс». Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Не хочет никакой. Так что же делать?

Выполнять пять простых правил формирования осанки:

1. Наращивать ребенку «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости.

2. Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.

3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо поставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!

4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.

5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.

Берегите зрение ребенка.

У 13% детей отклонение зрения. Если выполнять несложные правила, то в большинстве случаев, если это не врожденное наследственное отклонение, можно предотвратить это нарушение зрения. Очень вредно держать книги и тетради на расстояние ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной осанке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, — прекрасный отдых для глаз.

Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение. Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. На рабочем столе слева ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 50-60 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению. Вредно читать в движущемся транспорте, особенно при плохом освещении. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, «ловя» ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда ребенок читает лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. Привычка читать лежа наносит вред зрению.

Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки – коньюктивит, которое нередко приводит к ухудшению зрения. Поэтому глаза нужно беречь. От травм, от попадания инородных предметов, пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.
Режим дня.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно, наслышаны о пользе режима дня, так что доказывать эту пользу необходимости, пожалуй, нет. Режим дня – это на самом деле режим суток; все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Это – рациональное чередование работы и отдыха. Известный ученый И. Павлов отмечал: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться». Уроки, занимающие в жизни детей подготовительной группы определенное место, требуют усиленной работы головного мозга. Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Чтобы предупредить все неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня ребенка:

? продолжительность занятий должна учитывать возрастные возможности;

? должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе);

? необходимое время должно быть отведено на сон.

Пребывание детей на воздухе.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Зачастую «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

«Но как быть, — спрашивают иные родители, — если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать, сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло. Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, т.к. это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Ароматерапия для детей.

Запахи играют очень важную роль в нашей жизни. Очень часто они бывают тесно связаны с определёнными событиями. Наш организм мгновенно реагирует, если какой-то запах вызывает у нас приятные или неприятные ассоциации и воспоминания. Причём реакция эта, как правило спонтанна. Даже спустя много лет запах матери, например, вызывает у нас знакомые с детства чувства тепла и защищённости. Это связано с тем, что, будучи малышами, мы познавали окружающий мир с помощью органов чувств.

Ароматерапия представляет собой лечение с использованием различных запахов. Эти запахи, или ароматы, в виде эфирных масел приходят к нам из растительного мира — от цветов, деревьев, кустарников и трав. Эфирные масла применяются очень широко. Но именно нашему чувству обоняния, которое тесно связано с эмоциональным состоянием, мы обязаны чудодейственной целительной и гармонизирующей силе ароматерапии.

Ароматерапия существует не только для того, чтобы лечить уже развившуюся болезнь. Она является весьма реальной защитой от различных бактерий и вирусов. Ароматерапия укрепляет естественные силы организма, способствует решению множества задач по достижению здоровья и красоты. Она позволяет нам, используя целительные возможности природы, сделать нашу жизнь более радостной, здоровой и счастливой.

Дети чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии в детской комнате позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна.

Дети больше всего любят тёплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится ещё в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Лучше всего, если масла будут наноситься на терракотовые и глиняные фигурки, а рома медальоны, подушечки. Хорошо удерживают запахи различные изделия из необработанного дерева, корки от апельсина или грейпфрута. Этот метод применяется для ароматизации воздуха в детской комнате.

Смесь для поднятия настроения — масло апельсина — 2 капли, масла иланг- иланга — 2 капли.

Источник:
Здоровый образ жизни в семье»
В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации»
http://zodorov.ru/zdorovij-obraz-jizni-v-semee.html

Образ и качество жизни семьи Текст научной статьи по специальности — Социология

Образ и качество жизни семьи Текст научной статьи по специальности «Социология»

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Преснякова-осипова Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются современные теоретические подходы к пониманию и определению образа и качества жизни семьи . Делается вывод о непосредственной взаимосвязи этих понятий и взаимозависимости при определении.Modern theoretical approaches to understanding and defining the lifestyle and quality of life of a family are considered in the article. The conclusion about direct interrelation of these concepts and interdependence in definition is made.

Похожие темы научных работ по социологии , автор научной работы — Преснякова-Осипова Ирина Валерьевна,

Текст научной работы на тему «Образ и качество жизни семьи»

ОБРАЗ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СЕМЬИ

В статье рассматриваются современные теоретические подходы к пониманию и определению образа и качества жизни семьи. Делается вывод о непосредственной взаимосвязи этих понятий и взаимозависимости при определении.

Modern theoretical approaches to understanding and defining the lifestyle and quality of life of a family are considered in the article. The conclusion about direct interrelation of these concepts and interdependence in definition is made.

образ жизни, качество жизни, семья, образ жизни семьи, качество жизни семьи; lifestyle, quality of life, family, family lifestyle, quality of family life.

Сегодня содержание и роль таких категорий, как качество жизни и образ жизни семьи, являются одними из централь -ных в социологии. Формирование объективного представ -ления о них требует систематизации отечественных и зарубежных теорий образа и качества жизни, а также сравнительного анализа различных научных подходов и концепций. В наши дни интерес социологов к исследованию этих категорий возрастает: это спра -ведливо и в отношении операционализации, и в уточнении фунда -ментального понятия качества образа жизни, и в изучении отдель -ных проблем и видов жизнедеятельности современных семей.

Теоретические основы изучения проблематики образа жизни в оте -чественной социологии были заложены в фундаментальных работах таких специалистов в этой сфере, как В.И. Толстых, А.П. Бутенко, И.В. Бестужев — Лада, В.И. Куценко, А. Буриев, А.А. Возьмитель, РВ. Рывкина и др., изданных в 1970 — х—2000 — х гг.1 Обобщая под -ходы, изложенные в работах этих авторов, можно сформулировать единое рабочее определение образа жизни: это устойчивый, сло -жившийся в определенных общественно экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в мировоззре -нии, поведении и нормах их общения. Раскрывая сущность образа жизни, многие специалисты склонны рассматривать его как вза -имозависимую совокупность сфер жизнедеятельности, которые характеризуют социальный субъект.

Анализируя образ жизни семьи как особого субъекта социальных отношений, необходимо отметить, что он понимается учеными по -разному. Так, Э.К. Васильева рассматривает образ жизни семьи как микромодель образа жизни общества в целом, а его структуру

— как совокупность, представленную различными социальными функциями и сферами жизнедеятельности семьи2 .

В свою очередь, М.Н. Василькина ставит в центр понимания образа жизни семьи ряд духовных и культурно — символических эле -ментов, выделяя такие компоненты, как верования, установки, цен -ности, манеру поведения, качество жилья, условия труда и досуга, семейные обычаи, нормы3.

туризма и сервиса

1 См.: Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. — M., 1975; Бутенко А.П. Социалистический образ жизни. — М., 1978; Бестужев-Лада И.В. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. — М., 1979; Куценко В.И. Философско-социологическое содержание категории «образ жизни» // Социалистический образ жизни и всестороннее развитие личности. — Киев, 1979; Буриев А. Семья и социалистический образ жизни. — Ташкент, 1982; Возьмитель А.А. Образ жизни: от старого подхода к новому // Социально-политические науки, 1991, № 1, с. 85—91; Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90 -х годов // Социологические исследования, 2001, № 4, с. 32—39.

2 См.: Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. — М., 1981.

3 См.: Василькина М.Н. Семья и образ жизни. — М., 1988.

Г.И. Осадчая и А.В. Носкова в опреде -лении образа жизни семьи придают наи -большее значение факторам, влияющим на ее повседневную жизнедеятельность: уровню жизни, состоянию здоровья, обра -зованию, доступу к информации1.

Некоторые исследователи, такие как, например, Е.Г. Пчелинцева, предлагают понимать образ жизни семьи через кате горию стиля жизни — поведенческие особенности повседневной жизнедея -тельности (в частности, ритм, интенсив -ность, темп жизни), а также социально -психологические черты быта и межлич -ностного взаимодействия2.

Обобщая подходы, изложенные в названных и иных работах по проблеме понимания категории образа жизни семьи, можно выделить их общие черты. Во — первых, они базируются на системном подходе к повседневной жизни семьи в многомерном пространстве обществен ных отношений. Во вторых, они подраз умевают целостность образа жизни семьи, которая заключается в устойчивом един стве основных видов ее жизнедеятельно сти в различных сферах общественного бытия. В -третьих, они рассматривают образ жизни семьи не только как специ фическую реализацию в жизнедеятельно сти субъектов тех возможностей, которые заложены в обществе, но и как своеобраз ную реакцию семьи на воздействие внеш них условий жизнедеятельности.

Формирование представления о структуре образа жизни семьи осуществляется сегодня через фундаментальные сферы общественной жизни, которые обусловли вают ключевые виды жизнедеятельности семьи и связи между ними. К этим видам жизнедеятельности относятся сферы досуга, домашнего хозяйства, культурно -духовной, социально- экономической активности, общественно политической деятельности.

Наряду с этим практически все эле -менты образа жизни семьи подчинены трансформации в связи с происходящими процессами развития общества, что ставит задачи уточнения понятия образа жизни и

1 См.: Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. — М., 2003; Носкова А.В. Семья в России: тысячелетняя история глазами социолога. — М., 2004.

2 См.: Пчелинцева Е.Г. «Стиль жизни семьи» как социологическая категория // Поволжский гуманитарный журнал, 2004, № 1, с. 49.

разработки новых эмпирических индика торов. При этом в качестве определения образа жизни современной семьи будет выступать совокупность видов жизнедея тельности, охватывающих ее повседнев -ную жизнь в сложной макросреде обще ственных отношений, находящихся в постоянном изменении в связи с процес сами развития современного общества. В рамках этого подхода выполнен целый спектр работ, наглядно демонстрирую щих динамику образа жизни семьи в усло -виях социальных трансформаций. Это работы зарубежных и российских социо логов, таких как В. Самнер, А. Торнтон и Т. Фрике, А.В. Носкова, М.К. Горшков, ТА. Гурко3.

В последнее время появились знаковые социологические работы по изучению образа жизни семьи в условиях постинду стриального общества. Здесь обращают на себя внимание диссертационные исследо вания Т.А. Аймалетдинова, А.М. Роговой, О.М. Епхиева4.

Тем не менее ряд актуальных вопросов интересующей нас проблематики оста -ются до сих пор недостаточно исследован ными или вообще не затронутыми в тру дах ученых. Таковы, например, проблемы развития общественной культуры совре менной семьи в условиях глобализации, создания социальных условий комфорта семьи и в т.ч. благоприятной среды в ее непосредственном жизненном простран стве («по месту жительства»); обеспечения информационно психологической безо

3 См.: Samner W. Family and Social Change // American Sociological Society, 1998; Thornton A., Fricke T. Social Change and the Family. — Ann Arbor : University of Michigan Press, 1997; Носкова A.B. От древнего рода к традиционной семье: историко -социологический анализ становления и развития традиционной семьи в России. — М. : Изд-во МГСУ «Союз», 2003; Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. — М. : Весь Мир, 2011; Гурко Т.А. Институт семьи в постиндустриальных обществах // Ценности и смыслы, 2011, № 4(13).

4 См.: Аймалетдинов Т.А. Образ жизни семьи

в условиях современной информационной среды муниципального сообщества: социологиче

ский анализ : автореф. дис. . к.соц.н. — М.,

2009; Епхиев О.М. Образ жизни семьи офицера в условиях реформирования Вооруженных сил Российской Федерации : автореф. дис. . к.соц.н. — М., 2005; Рогова А.М. Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения на примере Санкт Петербурга и Ленинградской области : автореф. дис. . к.соц.н. — СПб., 2010.

пасности; использования возможностей новых технологий в решении проблем жизнедеятельности семей, воспитываю -щих детей с ограниченными физическими возможностями, и многие другие.

Другой принципиальной проблемой выступает категория качества жизни семьи. Происхождение концепции «каче -ство жизни» связывают с зарубежной социологией, прежде всего американской, где она получила развитие в 60 — х гг. XX в. Современные западные теории качества жизни представлены широким спектром разновидностей. Среди них обращает на себя внимание работа Л. Джефферса и Дж. Добоса, в которой понятие «каче -ство жизни» используется как критерий и индикатор определения эффективности федеральных социальных программ1.

С другой стороны, активное развитие концепция «качество жизни» получила также в психологии, и в социальной пси хологии в частности. Так, американские психологи Э. Эбби и Ф. Эндрюс акценти -ровали свое внимание на аффективных и когнитивных компонентах рассматривае мого явления2.

В свою очередь, проводя исследование на пересечении социологии и экономики, Т. Пауэр увидел категорию качества жизни в рамках таких индикаторов, как уровень преступности, доходов, качество продуктов, доступность учреждений здравоохра -нения, степень решенности социальных проблем, уровень образования и плот -ность населения3.

Такое развитие взглядов на эту концеп цию обусловило выделение субъективных и объективных компонентов качества жизни в качестве самостоятельных пред метов изучения. В качестве субъективных компонентов рассматриваются глобальная оценка личного существования, счастья и степени удовлетворенности жизнью, а объективными компонентами являются восприятие качества жизни более круп

1 Cm.: Jeffers L.W., Dobos J. Communication and Public Perceptions of the Quality of Life. New Dimensions in Marketing. Quality-of- Life Research. / ed. by M.J. Sirgy, A. Coskun Samli. — Connecticut-L.,1995.

2 Cm.: Abbey A., Andrews F. Modeling the Psychological Determinants of Life Quality // Social Indicators Research, 1985, vol. 16, p. 1—34.

3 Cm.: Power T.W. The Economic Value of the Quality of Life. — Boulder, CO, 1980.

ными единицами, такими как семья или локальное сообщество4.

Отечественная наука приступила к формированию собственных концепций понимания категории «качество жизни» с начала 90 — х гг. XX в. Так, Ю. Саенко видел качество жизни, наряду с условиями и уровнем жизни, составляющей структур -ной частью образа жизни5.

В свою очередь, Р. Могилевский, не давая четкого определения качества жизни, связывает эту категорию, прежде всего, с понятием благосостояния, кото рое, по его мнению, должно отражать степень удовлетворенности людей всей совокупностью условий жизни и служить важным качественным показателем бла госостояния народа6.

Наконец, исследователь проблем образа жизни современного российского обще ства Р. В. Рывкина устанавливает жесткую зависимость качества жизни от комплекса экономических, политических условий и духовной жизни населения в целом7.

Итак, исходя из анализа информаци -онного материала, приведенного выше, автор полагает, что на современном этапе развития отечественной наукой ком плексные методы признаются наиболее эффективным средством для определения понимания категории качества жизни и ее практического определения. В начале первого десятилетия XXI в. такую мето -дику представила И. Елисеева. В ее кон -цепции нашли свое отражение следующие факторы — индикаторы: качество населе -ния, благосостояние, условия жизни насе ления, информированность, социальная безопасность, экологические и природно -климатические условия8. Исходя из этого, по ее мнению, качество жизни семьи можно определить как комплексную характеристику условий ее жизни, реали

4 См.: Shuessler K.F., Fisher G.A. Quality-of-life Research and Sociology // Annual Review of Sociology, 1985, vol. 11, p. l3l; Smith D.M. The Geography of Social Well-being in the U.S. — N.Y., 1973.

5 См.: Саенко Ю.Н. Моделирование показателей развития социальной инфраструктуры. — Киев : Наукова думка, 1991, с. 27.

6 См.: Могилевский Р.С. Проблемы качества жизни крупного города. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1987, с. 4.

7 См.: Рывкина Р.В. Указ. соч., с. 33.

8 См.: Елисеева И.И. Социология. — М. : ЭКОС, 2003, с. 58.

зуемую в качественной оценке указанных факторов.

В свою очередь, А. Мироедов поста -вил во главу угла две группы факторов -индикаторов — объективные и субъектив -ные:

— объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные;

— субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценка общей удо -влетворенности жизнью и удовлетворен -ности различными сферами жизни) и эмоциональные1.

В свою очередь, ВЦИОМ строит свои оценки качества жизни в зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной пока затель. Автор статьи считает возможным выведение 3 основных групп потребно -стей, а именно физические, духовные и социальные2.

Обобщение представленных подходов дает основание полагать, что экономиче -ская категория «качество жизни семьи» может быть определена как сформиро вавшаяся в семейном сознании обобщен -ная оценка совокупности характеристик условий их жизни. При этом необходимо отметить, что категории «образ жизни» и «качество жизни» имеют органические взаимосвязи, поэтому можно констати -ровать наличие интегрированных иссле дований. Так, А. Гличев даже предложил новый научный термин — «качество образа

1 См.: Мироедов А.А. Качество жизни в статисти -ческих показателях социально-экономического развития // Вопросы статистики, 2008, № 12, с. 53—59.

2 См.: ВЦИОМ. Методы исследований // http:// wciom.ru/index.php?id=84#

жизни». По его мнению, это понятие отра жает явление более высокого порядка по сравнению с широко принятым понятием «качество жизни»3.

Разделяя представление А. Гличева о содержании понятия, многие другие исследователи, такие как И. Матвеева и Н. и Н. Михайловы считают более удоб -ным использовать термин «качество жизни». При этом базовым понятием при определении термина «качество жизни» остается именно образ жизни4.

Еще далее идет В.П. Кондратов, кото -рый, определяя качество жизни как системное образование, видит его в соче тании как объективных (образ жизни), так и субъективных (духовность, раскры -ваемая в системе ценностей, в направлен ности развития) компонентов. При этом возможно как выделение образа жизни на индивидуальном, групповом и социеталь ном уровне, так и комплексное рассмотре ние качества жизни на всех трех уровнях5.

Таким образом, все вышесказанное означает, что существует качество жизни индивида, качество жизни группы и каче ство жизни общества. В этой структуре центральное место занимает семья, вывод об образе и качестве жизни которой невоз можно сделать без изучения этих же кате горий на двух других уровнях.

3 См.: Гличев А. Качество и духовность. Прикосновение к проблеме // Стандарты и каче -ство, 2000, № 5, с. 45.

4 См.: Матвеева И., Михайлова Н., Михайлова Н. Качество жизни — новая цивилизационная парадигма // Стандарты и качество, 2000, № 5, с. 56-61.

5 См.: Кондратов В.П. Качество жизни горожан (влияние социальной инфраструктуры). — Казань : Полигран- Т, 2004.

Источник:
Образ и качество жизни семьи Текст научной статьи по специальности — Социология
В статье рассматриваются современные теоретические подходы к пониманию и определению образа и качества жизни семьи. Делается вывод о непосредственной взаимосвязи этих понятий и взаимозависимости при определении.Modern theoretical approaches to understanding and defining the lifestyle and quality of life of a family are considered in the article. The conclusion about direct interrelation of these concepts and interdependence in definition is made.
http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-i-kachestvo-zhizni-semi

Семейная икона

Семейная икона это икона с изображением тезоименных святых всех членов семьи.Семейная икона это святыня, которая связывает всех членов семьи, обьединяет их дух. Семейная икона это часть родового наследия, которое передается из поколения в поколение. Присутствие в доме семейной иконы сплочает семью, укрепляет их веру, помогает в различных семейных вопросах. Духовная сила такой иконы заключается в её соборности, вознося свои молитвы каждый член семьи молится не только за себя, но и за своих родителей , детей и близких.

На семейных иконах кроме тезоименнитых святых пишут Ангела Хранителя, Господа Вседержителя или Богородицу . Также пишут в разверзшихся небесах, в облаках – благословляющий Господь «Вседержитель». Или вместо Господа пишут Богородицу, укрывающую Покровом. Также бывает, что в верху образа помещают икону Пресвятой Богородицы – покровительницы семейства. Рядом с семейной иконой иногда ставят образ со святыми покровителями семейной жизни Гурием, Самоном и Авивом – они заступники женщины в трудном браке. Иногда пишут также и святых покровителей уже ушедших из жизни родителей.

В последнее время традиция семейной иконы повсеместно возрождается . На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе. Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей — основателей рода. Для написания такого образа подбирают по именам каждого святого, при этом находят и редких святых.

Источник:
Семейная икона
Семейная икона это икона с изображением тезоименных святых всех членов семьи.Семейная икона это святыня, которая связывает всех членов семьи, обьединяет их дух. Семейная икона это часть родового
http://www.icon-favor.ru/?page=847

COMMENTS

WORDPRESS: 0
DISQUS: