Советы по адаптации ребенка в детском саду

Адаптация детей в детском саду

Итак, вы отправляете своего малыша в детский сад. И это правильно, так как опытные специалисты и воспитатели детского сада сделают всё, чтобы вашему ребёнку было там хорошо, будут помогать развивать таланты и способности вашего ребёнка и подготовят его к школе. Но это не значит, что вы, уважаемые родители, должны ничего не делать. Уже в первые дни посещения детского сада, даже самого коммуникабельного и развитого малыша могут принести ряд проблем в вашу семью. Ребёнок может стать капризничать и не желать более посещать детский сад.

Поэтому родители должны подготовить ребёнка к посещению детского сада и помощь ему быстро и без проблем адаптироваться в детском саду

Начало посещения детского сада — очень напряжённый период для малыша, готовиться к которому следует заблаговременно. Вот несколько советов родителям, касающихся подготовки к садику

* Помните, что ваше волнение и нервозность передаются ребёнку. Так что сначала сами настройтесь на положительный лад.

* Заблаговременно познакомьтесь с заведующей и воспитателями, узнайте об условиях.

* Продумайте загодя гардероб ребёнка. Это должны быть вещи, с одеванием-сниманием которых малыш справится самостоятельно.

* Помните, что главное в жизни ребёнка в период адаптации к садику — это постоянное общение с другими детьми. Поэтому поощряйте контакты ребёнка с детьми на площадках, приглашайте в гости друзей с детьми, знакомьте малыша с новыми людьми. Он должен привыкнуть к общению не только с вами.

* Создайте у ребёнка положительный образ детского садика, рассказывая о том, что там будет весело и интересно.

* За полгода до садика сформируйте расписание дня ребёнка так, каким оно будет в садике.

* Приучайте ребёнка к самообслуживанию. Пусть учится самостоятельности постепенно.

* Заблаговременно распланируйте своё расписание так, чтобы в первые дни посещения садика забирать ребёнка как можно раньше, постепенно увеличивая время пребывания в коллективе.

* За несколько дней до садика побеседуйте с воспитателями, расскажите им о своём ребёнке, о его особенностях, здоровье, питании (возможно, ребёнок не ест некоторые продукты).

* Отрепетируйте с малышом первый визит в садик в игровой форме. Пусть он сначала будет мамой или папой, которые ведут своего малыша-игрушку в садик, а потом станет воспитателем, позже — самим собой. Пусть примерит разные роли. Во время игры ознакомьте ребёнка с типичными ситуациями: прощание с мамой, знакомство с друзьями, обращение к воспитателям, прогулка, дневной сон, вечерняя встреча. Во время таких игр вы узнаете, чего ребёнок ждёт от садика и от вас, чего боится.

* Всегда поддерживайте хорошие отношения с воспитателями и няней вашего малыша, расспрашивайте и просите их совета в чём-нибудь.

* В этот период не нагружайте ребёнка переездами и другими сильными переживаниями.

Советы психолога для родителей. Как подготовить ребёнка к детскому саду

С началом посещения садика происходит переломный момент в жизни ребёнка. Его жизнь меняется, а значит, ждите того, что ваши с ним отношения тоже изменятся.

Как следует обращаться с ребёнком в этот период

* Не спешите удовлетворять все малейшие желания малыша: привычка получать всё и сразу может отрицательно отобразиться на отношениях с ровесниками и воспитателями.

* Давайте больше самостоятельности, не спешите делать всё за ребёнка, даже если у него не очень хорошо что-то получается. Ребёнок учится учиться, и это очень важный этап.

* Доверяйте ребёнку простые поручения по хозяйству (полив цветов, вытирание посуды, пыли и т. д.). Следите за их выполнением, но ни в коем случае не ругайте, а обязательно хвалите даже за малейший успех.

* Поощряйте ребёнка делиться своими новостями, ведь теперь у него появляются события, в которых вы не принимали участия. Всегда внимательно дослушивайте рассказ, даже если знаете, чем всё закончится. С вами ребёнок оттачивает свои коммуникативные навыки.

* Приучайте ребёнка аргументировать свои высказывания, пожелания, просьбы, развёрнуто отвечать на вопросы «почему?», «как?», «зачем?».

* Учите ребёнка основам безопасности и самозащиты, показывайте, как пользоваться разными приборами.

Объясните разницу в общении с ровесниками и со старшими людьми, со знакомыми и с чужими. Никогда не смейтесь над ребёнком — только вместе с ним!

Помните, что процесс привыкания к садику может длиться больше, чем полгода. От родителей будет зависеть, будет ли он успешен, легко ли адаптируется в будущем ребёнок к школе, уверенно ли будет чувствовать себя среди сверстников и взрослых.

Источник:
Адаптация детей в детском саду
Итак, вы отправляете своего малыша в детский сад. И это правильно, так как опытные специалисты и воспитатели детского сада сделают всё, чтобы вашему ребёнку было там хорошо, будут помогать развивать таланты и способности
http://ped-kopilka.ru/roditeljam/adaptacija-detei-v-detskom-sadu.html

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду. Важные советы родителям

Детский сад играет большую роль в развитии ребенка, но при условии, что он не заменяет полностью семейное воспитание. Для того чтобы польза от пребывания в детском саду была максимальной, оно должно дополняться родительским воспитанием. Важно отметить, что он нужен не всем детям. Наиболее ценен детский сад для единственного ребенка в семье, для ребенка, который испытывает дефицит общения со сверстниками, а также для ребенка, живущего в плохих условиях.

Для малышей важно не только пребывание в группе и развлечение среди детей своего возраста. Гораздо более ценен опыт общения и жизни в коллективе. Ребенок учится налаживать отношения с другими детьми, придерживаться определенных правил в играх и занятиях, а также и самостоятельно устанавливать правила, договариваться, находить выходы их конфликтов. Детсад закладывает основы для адаптации в обществе в будущем, во взрослой жизни. Там ребенок получает возможность общения с другими взрослыми, помимо своих родителей, имеет необходимое пространство для подвижных игр и физических упражнений, имеет доступ к множеству игрушек – зачастую дома все это для ребенка не доступно.

Сейчас детские сады не просто несут функцию присмотра за детьми, чьи родители работают. Если садик хороший, а педагогический коллектив – внимательный и чуткий, многие матери, даже не работая, предпочитают оставлять ребенка на целый день в садике. Ведь в такой атмосфере ребенок гораздо успешнее развивается и познает мир.

В детском саду дети не только находятся под присмотром, но и получают необходимое развитие

В основном, многие детские сады принимают детей с трех лет. Это считается оптимальным возрастом, когда ребенок «созрел». Некоторые матери полагают, что главная польза детских садов – это научить ребенка рисовать, лепить, читать стихи и так далее, следовательно, чем позже ребенок туда пойдет, тем успешнее он будет обучаться и осваивать эти навыки. Это далеко не так, и навыки – это лишь малая часть того, что может получить ребенок в детском саду. В первую очередь, в коллективе дети учатся любить и уважать окружающих, работать вместе, строить и осуществлять планы. В детсаде у детей любого возраста есть возможность заниматься рисованием, танцами или пением, но чем позже ребенок начнет привыкать к коллективу, тем ему будет сложнее.

Так же советуем посмотреть видео о развивающих играх для детей. Очень познавательно!

Есть мнение, что не все дети пригодны для детского сада – например, если они быстро устают или часто болеют. К сожалению, это правда – там дети чаще подвержены простудным заболеваниям. Но если ребенок в целом здоров, то несколько простуд не скажутся серьезно на его здоровье, а все другие преимущества садика с лихвой окупают этот неприятный момент. Если же ребенок быстро устает и становится пассивным — это зачастую обусловлено лишь тем, что ребенок еще не адаптировался в компании других детей, и в течение нескольких недель ребенок привыкнет к новому режиму. Единственное, что можно сделать на первых порах – забирать ребенка домой пораньше, если он действительно сильно устает. Пусть для начала это будет пару часов, которые он проведет вместе с другими детьми. Постепенно это время можно увеличивать, только наблюдать за реакцией и состоянием.

В детском садике ребенку будет весело

Если ребенок бойкий и общительный, он с первых дней вливается в коллектив и чувствует себя среди детей прекрасно. Однако трехлетние малыши все еще слишком сильно привязаны к матери. Если ребенка в первый же день оставить там одного надолго, то через какое-то время он начнет скучать по маме и искать ее, а обнаружив ее отсутствие, может испугаться и на следующий день вообще откажется от похода в детский сад. В такой ситуации мы советуем приучать ребенка постепенно. Если есть возможность, мама в первые дни может присутствовать рядом с ребенком, а спустя некоторое время забирать его домой. С каждым днем рекомендуется оставаться в детсаде подольше.

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда их ребенок не хочет идти в детский сад

А в это время ребенок постепенно привыкает к окружающей обстановке, успевает полюбить воспитательницу, находит друзей среди других детей. Иногда может случиться так, что ребенок уже довольно уверенно и спокойно держится в обществе других детей, но, больно ударившись в процессе игры, начинает звать маму. В таких случаях мама может находиться какое-то время в детском саду, но только не в непосредственной близости от ребенка, а держаться в стороне. Таким образом, ребенок должен сам захотеть остаться с детьми.

Иногда, когда мама прощается с ребенком перед детсадом, она может иметь обеспокоенный вид, так как тоже волнуется за малыша. В этом случае, у ребенка могут возникнуть примерно такие мысли: «если она беспокоится, оставляя меня здесь, значит, может случиться что-то плохое, поэтому я лучше не отпущу ее». То есть, в этой ситуации нервное напряжение матери передается ребенку, и он это чувствует. Внешне это может проявиться в виде каприза и нежелания отпускать.

В случае если ребенок просто отказывается туда идти, даже если там хороший коллектив и добрые отзывчивые воспитатели, родителям необходимо в твердой форме объяснить ребёнку, что ему следует идти в детский сад, так же как родители каждый день ходят на работу.

Так же ребенка может занять одна из школы искусств. Подробности по ссылке.

В первые дни там некоторые дети очень устают – новые знакомства, режим, новые виды деятельности и большой коллектив, все это утомляет маленького ребенка. Получается сразу слишком много новой информации для него. Это не значит, что ребенку противопоказан детский сад. Вы можете посоветоваться с воспитателем, и, возможно, на первых порах следует сократить пребывание ребенка в детском саду до 3-4 дней.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

2 комментариев к записи “Адаптация ребенка в детском саду. Важные советы родителям”

Детский сад также необходим ребенку как полноценная работа взрослому человеку. Оградить ребенка на всю жизнь от опасностей, заболеваний и окружающего внимания не получится никогда. По этому важно, что бы ребенок привыкал к окружающему миру в таких можно сказать тепличных условиях детского сада. Так лучше.

Очень хорошо сказано, ребенок не должен быть в вакууме. Он должен общаться, играть, набивать шишки и учиться, учиться и еще раз учиться…

Источник:
Адаптация ребенка в детском саду
Многие родители задаются вопросом — а тяжело ли будет ребенку в садике, сможет ли он адаптироваться? На все эти и многие другие вопросы мы сейчас и ответим…
http://yaideti.ru/nashideti/rebenok-v-detskom-sadu.html

Осваиваемся в детском саду или 5 правил адаптации ребенка в саду

Осваиваемся в детском саду или 5 правил адаптации ребенка в саду

Сентябрь, время начала занятий не только в школе, для многих малышей – это первые походы в детский сад.

Для мам – это время облегченных вздохов и дополнительных переживаний. А как будет? А сможет ли моя кроха быть в саду? А как мне оставить малыша с чужими людьми? А как он на это отреагирует?

Вопросы роятся толпами в головах мам и, иногда, проливаются ночью слезами на подушку.

Этот период переживают многие, и здравый ум одерживает победу над материнским инстинктом.

О чем следует знать, готовя ребенка к саду?

О необходимых навыках, которые должен уметь ребенок, чаще всего, они ограничиваются самообслуживанием.

Что должен уметь ребенок?

1. Уметь кушать ложкой и делать это в достаточном темпе, не отвлекаясь на посторонние предметы.
2. «Ходить» на горшок и вытирать попу. Иногда, количество детей в группе более 20, поэтому надеяться на воспитательскую помощь во время посещения туалета не стоит. Поэтому, если ваш малыш носит подгузник постоянно, и приучать к горшку вы только планируете, рекомендуем вам повременить с садом.
3. Пить с чашки. Это одно из требований детских садов. У них нет поильничков, трубочек и прочих вспомогательных средств.

Такой набор минимален для посещения ребенком детского сада. Очень хорошо, если ваш ребенок говорит и может объяснить чего он хочет. В случае отсутствия связной и понятной речи, ребенок будет ощущать дискомфорт и с воспитателем, и детьми.

Приучаем ребенка к саду. 5 простых и эффективных секретов адаптации ребенка к саду

Привыкание ребенка к саду сложный и трудный процесс, как для малыша, так и для мамы. Вам необходимо проявить усердие и настойчивость.


Рекомендованный план адаптации вашего ребенка к саду

1. Гулять в саду, имеется в виду прогулки с ребенком, когда он еще не посещает сад. Обращайте внимание на деток и другие плюсы садика. Такие как: можно играть с детками, гулять и делать все вместе, вам не будет скучно, много игрушек.

2. Говорите с ребенком о садике в положительном ключе. Объясните, что именно здесь его научат читать, писать и считать.
Успокойте ребенка, объяснив, что он останется на день сам, а вечером его обязательно заберут мама или папа домой. Можно предложить такой вариант. Мама и папа ходят на свои работы, а у тебя своя – это сад.

3. Старайтесь, чтобы сад у ребенка вызывал только положительные эмоции. Позвольте ему пойти в сад с любимой игрушкой. После сада, обязательно расспросите, как прошел день, что делали они, что кушали в саду?

4. Увеличивайте время, проводимое ребенком в саду, постепенно начиная с 1 часа, доводя до положенной нормы. Расспрашивайте очень подробно воспитательницу о поведении вашего ребенка после ухода. Не стесняйтесь, ведь вы доверили ей самое ценное!

5. Устраняем все отрицательное! Воспитатель ваш помощник или враг?

Главной проблемой адаптации ребенка в саду может стать отсутствие взаимопонимания с воспитателем или детьми. Постарайтесь зайти в группу тихонечко и посмотреть на поведение воспитателя, его речь. Как ведет себя ваш малыш, насколько он раздражен, плачет, или огорчен. Вы должны почувствовать, что ребенку вашему комфортно, если ситуация вызывает сомнения, поговорите с ребенком. Проблема должна быть устранена с помощью перевода ребенка в другую группу или сад. Аналогично можно поступить при конфликте с каким-то ребенком, только до перевода уточните, нет ли и здесь такого конфликтного ребенка.

Налаживание контактов — это сложный процесс с «двухсторонним» движением. Для быстрого осваивания ребенку необходимо общение со сверстниками на площадке, в песочнице.

Постарайтесь многое объяснять ребенку, подчеркивайте голосом и жестами, что хорошо, а что плохо, хвалите его. Скоро он будет различать друзей и «недругов», научите его общаться и делиться и со второй категорией деток.

Первые дни посещения сада будьте особенно внимательны, предупредительны и ласковы с ребенком. Постоянно говорите, что любите его, хвалите. Ведь детский сад – это серьезное испытание для него в первую очередь психологически.

Возвращаемся из сада, что ждет родителей?

Даже очень послушные дети по возвращению могут капризничать и баловаться «чувствую свободу».

Постарайтесь терпеливо относиться к таким моментам, стресс перенесенный ребенком из-за отсутствия мамы, множества чужих людей накладывает отпечаток на его поведение. Вооружитесь терпением и тактом, заботой и лаской. Попытки утихомирить ребенка могут быть тщетными.

Постарайтесь отвлечь его и напомните, как вы его любите.

Детский сад важный этап в жизни малыша, помогите ему пройти его начало без слез и тяжелых переживаний.

Источник:
Осваиваемся в детском саду или 5 правил адаптации ребенка в саду
советы по адаптации ребенка в саду
http://supwoman.ru/love/1391-osvaivaemsya-v-detskom-sadu-ili-5-pravil-adaptacii-rebenka-v-sadu.html

Советы по адаптации ребенка в детском саду

Адаптация в детском саду — сложный процесс, разобраться в котором помогут наши советы для родителей детей.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

В последние годы получило распространение странное мнение, что лучше отдавать ребенка в детский сад до трех лет — якобы он легче адаптируется в новой среде, меньше возникает проблем с приучением к детскому саду. Действительно, как правило, ясельные дети — это очень удобно. Воспитателя называют мамой, любят детский сад, идут туда с удовольствием, легко остаются даже на пятидневку. Но нужно твердо помнить, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому. Теряется ощущение семьи как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может сослужить плохую службу во взрослой жизни.

Поэтому сразу стоит отметить: если у вас есть возможность посидеть с ребенком до 3-4 лет, не отказывайтесь от нее. Здесь же хочу сказать, что рождение второго ребенка — это не повод отвести старшего в детский сад. Старший уже с двухлетнего возраста будет вам не обузой, а помощником: принести-унести одеяльце, пеленку, погреметь погремушкой.

Налаженный с детства контакт между детьми — это хороший фундамент для их будущих взаимоотношений.

Если малыш осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

2. Обратите внимание на режим дня ребенка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш ребенок уже не спит днем, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

3. Постарайтесь приучить ребенка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11 до 13 часов — время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните «кусочничество» между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все побыстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты — это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад — особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду — самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое — это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

7. Последите, как ребенок играет с другими детьми. (Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребенка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек.) Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.

8. Приучите ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или все время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Источник:
Советы по адаптации ребенка в детском саду
Как помочь ребенку правильно адаптироваться в детском саду — полезные советы родителям на сайте Твой ребенок.ру!
http://www.tvoyrebenok.ru/adjusting_to_kindergarten.shtml

Советы по адаптации ребенка в детском саду

Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать — рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.

Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду.
Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.

Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым
сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.

Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики — дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптация (от лат. — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему.

Как определено научными исследованиями самый оптимальный возраст для адаптации в ДОУ – 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации – это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным ( адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ.

К основным критериям адаптации относятся:
• поведенческие реакции;
• уровень нервно – психического развития;
• заболеваемость и течение болезни;
• главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. легкая адаптация:
-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
-аппетита (норма по истечении 10 дней);
-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
-наличие у ребенка своеобразных привычек,
-неумение занять себя игрушкой,
-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Рассмотрим факторы, влияющие на адаптацию это:
— возраст ребенка;
— состояние здоровья;
— уровень развития;
— характеристика нервной системы;
— умение общаться с взрослыми и сверстниками;
— сформированность предметной и игровой деятельности;
— приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:

I этап — подготовительный.

Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап – в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.

II этап – основной.

Главная задача данного этапа — создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.

III этап – заключительный.

Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
Меры, облегчающие адаптацию.
Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.
Для родителей;

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Условия успешной адаптации.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе не-
обходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни — они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала
маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик». Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и
вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами — маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка — тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.
Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд
проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное — эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.
Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период
адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша
на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких .

2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность
действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он небыл свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя — успокоить, прежде всего, взрослых:
пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок — взрослый» и «ребенок — ребенок».

Основная задача игр в адаптационный период — формирование
эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики», и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие,
застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д.

Такие игры, как «Книжка — угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Чертим
разные фигуры», «Игры с куклой» не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и
игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.
Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм,
можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие
навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Исход адаптации.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.

Таким образом, прежде чем отправить репбенка в детский сад необходимо проверить, как легко он сможет к нему адаптироваться и как сделать так, чтобы процесс адаптации прошел как можно легче, желательно у детского психолога.

Источник:
Советы по адаптации ребенка в детском саду
Детский психолог в Москве — по рекомендации
http://det-psyholog.ru/pages/17/

COMMENTS

WORDPRESS: 0
DISQUS: